|
|
|
|
"Общечеловеческие ценности - основа развития личности ребенка" |
Концепция
воспитательной системы
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Роль и место классного руководителя в воспитательной системе определено с учетом Методических рекомендаций Министерства образования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (июнь, 2001 г, письмо № 480/30-16).
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе школьной воспитательной системы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода.
Задачи, стоящие перед классным руководителем, таковы:
- Создать в классе условия для воспитания, развития и самореализации каждого ребенка;
- Компенсировать просчеты семейного воспитания;
- Социально защищать детей.
Сложились следующие направления деятельности:
- Всестороннее изучение личности школьников (дискуссии «Ты среди людей», этические беседы «Жизнь в нашем классе», рейды в семью «Добрый вечер», очерк «Мое свободное время», презентация «Мои друзья», методики диагностики...)
- Создание в классах объединения педагогов, детей и родителей, имеющих свое «лицо» в школе. Становление коллектива невозможно без общих целей, которые отражают развитие творческих способностей детей, их жизненное самоопределение, воспитание культуры общения и т.д. Необходимы единые педагогические требования поведения учащихся на уроках, в школьной столовой, на улице, в общественных местах, в организации всей жизни класса. Неоценима роль педагогов в организации ученического самоуправления и воспитания лидеров классного коллектива (совет класса, классное правительство, творческие группы по интересам и др.). Необходимы общие дела, способствующие сплочению класса (презентация класса «Кто мы, какие мы?», «Дни творчества», «Ярмарки мастерства»).
- Включение детей в совместную социально значимую деятельность в соответствии с их интересами, способностями и потребностями. По сути, это направление требует выбора содержания воспитательной деятельности и определения педагогических технологий.
- Совместная работа с учителями – предметниками (посещение уроков, диагностика познавательных интересов, информирование учителей-предметников о динамике развития детей, малые педсоветы).
Воспитательный арсенал классного руководителя: классный час, устный журнал, этическая беседа, диспут, конференция, проект-формы работы, наиболее часто используемые в школе.
Траектория деятельности классного руководителя выстраивается на основе
Заповедей воспитателя:
- Ищи, обдумывай, пробуй!
- Помни: « игра – дело серьезное».
- Будь рядом с ребенком и чуть впереди.
- Помни: « Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто».
- Хвали громко, порицай на ушко.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Спасение – в любви.
- Твоя сила – в союзе с родителями.
В школе прошли апробацию и рекомендована к применению методика КТД, технологии Н.Е. Щурковой.
- Точка зрения на классный час
- Цель классного часа – пробуждение в учащихся самооценки, анализа своих способностей, своего поведения, своего назначения в жизни.
- Проблемы, поднимающиеся на классных часах, близки детям, они «из самих детей», а значит это интересно.
- Классный час – это участие каждого и каждый имеет право высказаться (это особенно ценно и важно).
Сложилась тематика классных часов по отдельным направлениям работы.
Школа работает в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями культуры, райвоенкоматом, другими социальными институтами. Таким образом формируется социально-педагогический комплекс.
Одной из приоритетных задач педагогического коллектива является социальная защита ребенка от неблагоприятного воздействия окружающей социальной сферы.
Социальная защита – это комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Под особым вниманием педагогического коллектива находятся дети, оказавшиеся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети – инвалиды, сироты, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. Реализуются программы «Я и моя профессия», «Первичная профилактика злоупотребления ПАВ». |