|
|
|
|
"Общечеловеческие ценности - основа развития личности ребенка" |
Концепция
воспитательной системы
Из глубины веков дошла до нас мечта
человечества о свободной, всесторонне
развитой гармонической личности,
и нет оснований и сегодня отказываться
от нее как от сверхцели.
В.А. Караковский
Данная Концепция служит начальным основанием для разработки стратегии, программ и планов воспитательной деятельности участников образовательного процесса Чернянской средней общеобразовательной школы
№ 1. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей работы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Научным и практическим основанием для программы стали идеи и педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.
В Концепции воспитательной работы мы рассматриваем процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности. Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации образования, государственные стандарты провозглашают личностно-ориентированную парадигму образования. Поэтому в основу воспитательной системы школы положен личностно-ориентированный подход.В основу субъект – субъектных отношений педагогов и учащихся положен стиль педагогического взаимодействия, который определяется, как диалогическое воспитание (Н.Е. Щуркова).
Основные законы взаимоотношений таковы:
-
Уважение личности каждого ученика.
- Опора на личные достоинства личности.
- Принятие индивидуальности личности.
В своем развитии воспитательная система школы прошла два этапа.
- I этап: Становление системы (сентябрь 1995 г. – июнь 1998 г.)
- На данном этапе определена целевая установка, сформированы нравственные ориентиры, разработана модель выпускника.
Цель воспитательной системы – гармоничное развитие личности.
Задачи:
- формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование качеств личности, достойных Человека;
- формирование самосознания;
- формирования уважительного отношения к Знаниям, Культуре, Здоровью.
Педагога-воспитателя школы отличают следующие личностные качества и характеристики:
- Гуманизм (любовь к детям, альтруизм, способность к эмпатии, построение человеческих отношений на гуманистической основе, приверженность к идеям гуманистической педагогики);
- Профессионализм:
- Педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;
- Методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
-
Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и неурочной форм работы.
- Взаимодействие трех факторов семьи, школы, общества.
- Творческое начало воспитания.
- Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
- Сотворчество – совместный поиск истины.
- Природосообразность – учет половозрастных особенностей учащихся.
- Учет социальной ситуации развития ребенка.
- Превращение воспитания в непрерывный информационный процесс.
Формирование нового педагогического мышления кадров:
- Посещение выездных семинаров Н.Е. Щурковой в городах Белгород и Старый Оскол.
- Встреча с Ямбургом Е.А. – директором одной из московских школ, участие в работе однодневного семинара.
- Изучение трудов Караковского В.А., Щурковой Н.Е.
- Организация педагогической мастерской «Учимся вместе».
- Внедрение новых технологий в воспитательный процесс.
Выстраивалась следующая модель выпускника.
Цель воспитания – ЧЕЛОВЕК:
- владеющий основами русской культуры, воспринимающий себя как носителя ценностей этой культуры;
- способный проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры, способный жить по законам красоты;
- владеющий основами русской культуры, воспринимающий себя как носителя ценностей этой культуры;
- способный проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры, способный жить по законам красоты;
- имеющий сознательную нравственную позицию, сформированную на основе духовных ценностей русской культуры;
- человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;
- человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием;
- человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями, вероисповеданием;
- человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру;
- человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи ценности;
- человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании;
- человек, осознающий личную и общественную ценность труда, проявляющий творчество в труде;
- человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.
Упорядочивались отношения с социумом, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры. Активное участие в школьных делах принимали родители.
Стали проводиться мероприятия: общие праздники учащихся начальной и основной школы, праздники Детства, праздник для пятиклассников «Самая классная компания», праздник для родителей «Музыкальный дождь», выставки декоративно-прикладного творчества «Вместе с родителями», посещение Белгородского драмтеатра.
- II этап: Отработка содержания деятельности и структуры (cентябрь 1998 – июнь 2002г.)
- На втором этапе отрабатывалось содержание деятельности.
Сформированы органы ученического самоуправления, трансформаторами идей воспитательной системы становятся коллективы: учительский, ученические, в образовательный процесс активно включаются родители. Проводится работа по мониторингу функционирования воспитательной системы.
Основу содержания воспитания в школе составляют следующие направления:
- Расширение представлений о нормах культурной жизни; приобщение к ним детей.
- Расширение представлений о человеке как субъекте жизни и формирование способности саморегуляции.
- Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни.
- Формирование индивидуального образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность.
- Формирование индивидуальной жизненной позиции; развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору (Н.Е. Щуркова).
Cодержание воспитания, нами планируется с учетом возрастных особенностей школьников c решением следующих воспитательных задач:
- 1 – 4 классы:
- акцентирование внимания школьников на расширении представлений о природе;
- ознакомление их с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре и т.д.;
- развитие способности детей соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентированной), общественной.
- 5-7 классы:
- акцентирование внимания на расширении представлений о человеке;
- стимулирование школьника на изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физических, психических, социальных качеств и особенностей к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, наедине с собой и др.;
- обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других;
- создание необходимых условий для самоутверждения.
- 8 – 9 классы:
- акцентирование на формировании представлений об образе социальной жизни как продукте культуре и о способе существования человека;
- развитие способности школьника строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в процессе их преобразования в сфере межличностных отношений, в семейно-бытовой, в учебно-познавательной, в творческих увлечениях, в профессионально-трудовой, в духовном внутреннем мире собственной личности;
- обогащение опытом по улучшению социальной и персональной жизни посредством организации трудовой, художественной, общественно-преобразовательной деятельности;
- работа по профессиональному самоопределению.
- 10–11 классы:
- акцентирование на формировании представлений и понятий о Добре, Истине, Красоте как основе достойной жизни;
- развитие способности школьника решать общие вопросы жизни (философские проблемы), единые для всех жизненных сфер;
- развитие способности к самооценке, к планированию собственной активности, к рефлексии во всех родах деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общении, ценностно-ориентационной, общественной;
- преодоление нравственного максимализма;
- воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
|
|